Джон Холловей (John Holloway) узнал, что у него ВИЧ-инфекция, почти 20 лет назад. Тогда диагноз считался практически смертельным приговором, и лечение было лишь мечтой. Сейчас ему 59 лет, и он до сих пор жив благодаря приему антиретровирусных препаратов. Они сделали ВИЧ хронической инфекцией, которую возможно контролировать. Однако продолжительная жизнь оказалась связана с неожиданными проблемами.
У Холловея несколько заболеваний, связанных с возрастом: болезнь легких, диабет, почечная недостаточность, тяжелая депрессия, последствия перелома бедра и рак кишечника. Состояние его здоровья гораздо хуже, чем у его отца, которому сейчас 84 года. Препараты против ВИЧ появились в США в середине 1990-х годов, и сейчас "первая волна" людей с ВИЧ начинает стареть. Но до сих пор очень мало достоверных данных о том, как может протекать старение при ВИЧ-инфекции. Многие эксперты считают, что иммунная система таких людей была "заранее" повреждена вирусом, а препараты могли повлиять на органы за многие годы приема.
"СПИД - это очень серьезное заболевание, но многие научились жить с ним. Хотя препараты могут иметь крайне неприятные побочные эффекты, большинство хорошо их переносит. И вот внезапно среди них начинается вал других болезней, что осложняет их лечение и может угрожать жизни. Это подрывает то чувство стабильности, которое развилось у пациентов, им сложно с этим смириться", - объясняет доктор Чарльз А. Эмлет (Charles A. Emlet), профессор Университета Вашингтона и ведущий исследователь по проблеме ВИЧ и старения.
В США число людей с ВИЧ старше 50 лет увеличилось на 77 % с 2001 по 2005 год. Сейчас продолжается исследование, которое должно определить, как ВИЧ связан со старением. Однако ученые предупреждают, что речь идет только о "первом поколении" людей с ВИЧ. В основном это люди, которым вирус передался в 1980-х годах, у них не было доступа к эффективному лечению целое десятилетие. Большинство людей, ставших ВИЧ-положительными в то время, умерли, осталось совсем немного "долгожителей", которые прожили с ВИЧ более 20 лет.
Ученые говорят, что проблема в том, что пожилых людей с ВИЧ до сих пор немного, долговременные побочные эффекты препаратов мало известны, а фармацевтические фирмы не проводят клинических испытаний среди людей старше 50 лет.
Эти объяснения не устраивают Ларри Крамера (Larry Kramer), известного радикального гей-активиста и основателя нескольких СПИД-сервисных организаций. Самому Крамеру сейчас 73 года, и он тоже больше 20 лет живет с ВИЧ. Он говорит, что всегда знал, что этого следует ждать: "Как долго человеческий организм сможет выдерживать постоянную бомбардировку лекарствами? Сейчас очевидно, что немногие организмы это могут. У нас снова есть причина, чтобы бояться".
Марти Уейнстейн (Marty Weinstein), 55 лет, бывший профессор психологии, живет с ВИЧ с 1982 года. Он пытается примерить активистов и медицинское сообщество. Сейчас у него обнаружили остеопороз, он прошел лечение от анального рака и принимает препараты против тяжелой депрессии. "Я знаю, что изначально главным было сохранить нам жизнь. Но теперь так много людей живут действительно долго, и нужно решить, как помочь справиться с этим физически и эмоционально".